Права детей с ограниченными возможностями.

1.В последнее время стало модным употребление термина «люди с ограниченными возможностями» применительно к тем лицам, которые имеют инвалидность. Происходит неоправданное смешение понятий «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями», что на практике приводит к возникновению недоразумений при принятий решений.

Согласно Законам РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» и «О социальной защите инвалидов в РК»:

- ребенок с ограниченными возможностями - ребенок с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм;

- ребенок-инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством (физических и психических) функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты.

Суть различия состоит в том, что дети-инвалиды характеризуются наличием стойкого расстройства функций организма, приводящее к необходимости его социальной защиты.

2.Когда говорят о правах детей-инвалидов, то акценты смещаются на наличие или отсутствие каких-либо льгот. Такой подход неверен в корне, так как все дети имеют равные права. Но, к сожалению, не все дети имеют равные возможности для реализации своих прав, например, в связи с наличием ограничений в жизнедеятельности. Законодательством предусмотрены меры, реализация которых должна обеспечить равенство возможностей для детей-инвалидов и восстановление способностей детей с ограниченными возможностями. Под обеспечением равных возможностей, в первую очередь, понимается создание таких условий, когда все сферы жизнедеятельности становятся доступными для инвалидов. Например, это – обеспечение доступа к объектам социальной инфраструктуры, транспорту, информации, сферам здравоохранения, образования, занятости и т.д. На это обстоятельство необходимо обратить самое серьезное внимание.

«Специальные» права ребенка-инвалида

(см. Закон РК «О правах ребенка в Республике Казахстан»):

1) Ребенок-инвалид имеет равные со здоровыми детьми права на полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих его достоинство, способствующих активному включению в жизнь общества.

2) Ребенок-инвалид вправе получить образование, соответствующее его физическим, умственным способностям и желаниям, выбрать род деятельности и профессию, участвовать в творческой и общественной деятельности.

3) Дети-инвалиды, включая детей с недостатками умственного или физического развития, имеют право на получение медико-социальной помощи в специализированных детских организациях.

На первый взгляд кажется, что законодатели прописали банальные, само собой разумеющиеся, истины. Но на самом деле, эти нормы акцентируют внимание на факте неравенства возможностей детей и необходимости принятия мер, направленных на обеспечение такого равенства.

Ребенок-инвалид должен быть включен в жизнь общества, а не находиться в физической и социальной изоляции. Важное значение имеет обеспечение его достоинства. Обычно родители детей-инвалидов впадают в две крайности:

- излишне опекают своих детей, что приводит к иждивенчеству и неприспособленности таких детей к обычной жизнедеятельности,

- игнорируют наличие проблем, которые надо решать, что формирует у детей-инвалидов чувство неполноценности и приводит к их закомплексованности.

Необходимо с раннего возраста поддерживать достоинство ребенка-инвалида, культивировать уважительное отношение к его личности.

Советы родителям детей-инвалидов:

- Вы должны быть зафиксированы в территориальных центрах обслуживания детей-инвалидов на дому. Будьте ответственны и грамотно, с пользой для своего ребенка используйте труд приходящих социальных работников. Приход социального работника на дом не должен сводиться к совместным чаепитиям или беготне по магазинам. Поработайте совместно над обучением и воспитанием ребенка, дайте возможность ребенку пообщаться с новым человеком;

- выясните, имеются ли по месту проживания специализированные детские организации. По возможности запишитесь на получение дополнительной медико-социальной помощи в этих организациях.

Права детей с ограниченными возможностями

1.Дети с ограниченными возможностями имеют право на:

1) гарантированное бесплатное получение социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки;

2) бесплатное обследование в государственных медицинских организациях, психолого-медико-педагогических консультациях или отделах медико-социальной экспертизы и бесплатную медицинскую помощь в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

3) бесплатную медико-психолого-педагогическую коррекцию физической или психической недостаточности с момента обнаружения, независимо от степени ее выраженности, в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической консультации;

4) бесплатное обеспечение по медицинским показаниям протезно-ортопедическими изделиями и обувью, печатными изданиями со специальным шрифтом, звукоусиливающей аппаратурой и сигнализаторами, компенсаторными техническими средствами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

5) получение бесплатного образования в специальных организациях образования или государственных общеобразовательных учебных заведениях в соответствии с заключением психолого-медико-педагогических консультаций;

6) бесплатное, на конкурсной основе, профессиональное образование в государственных учебных заведениях в пределах государственных образовательных программ;

7) трудоустройство по окончании обучения в соответствии с полученным образованием и (или) профессиональной подготовкой в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.

2.При участии в конкурсе на получение бесплатного государственного образования через бюджетное финансирование, образовательных грантов и кредитов в случае одинаковых показателей преимущественное право имеют инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, которым, согласно заключению отделов медико-социальной экспертизы, не противопоказано обучение в соответствующих организациях образования.

Советы родителям детей с ограниченными возможностями:

- обратите внимание на выписку из индивидуальной программы реабилитации инвалида. Такая выписка должна быть у каждого ребенка-инвалида, в ней указываются меры по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации. Бесплатная помощь оказывается только на основании записей в индивидуальной программе реабилитации, этот документ обязателен для исполнения и выдается комиссиями медико-социальной экспертизы по месту проживания. Помощь не сводится только к обеспечению креслами-колясками, протезно-ортопедической помощи, но и к другим видам помощи, например, могут направить на санаторно-курортное лечение;

- кроме социальной помощи, оказываемой по причине инвалидности, государство оказывает социальную поддержку малообеспеченным семьям. Такие пособия, как адресная социальная помощь, пособия семьям, имеющим детей, жилищные пособия, назначаются вне зависимости от наличия или отсутствия в семье ребенка-инвалида;

- ребенок-инвалид также может получить медицинские услуги и бесплатное (льготное) лекарственное обеспечение в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Также существует перечень болезней и лиц, согласно которому, лекарства выдаются бесплатно. Эти списки должны быть в любых поликлиниках.

Организация образования детей с ограниченными возможностями

В соответствии с заключением психолого-медико-педагогических консультаций и индивидуальным планом обучения дети с ограниченными возможностями могут получать дошкольное образование с трехлетнего возраста, начальное и основное общее образование с семи-десятилетнего возраста. При этом продолжительность начального и основного общего образования, в соответствии с государственными образовательными программами, не может быть менее десяти лет.

При наличии показаний, по заключению психолого-медико-педагогических консультаций, воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями может осуществляться на дому.

Практическое воплощение замечательной нормы о возможности получения детьми-инвалидами образования на дому не выдерживает никакой критики. Качество обучения - сомнительное. Нормы обучения – 8-12 часов в неделю, на практике это сводится к выдаче заданий в начале учебной четверти и аттестации - в конце. Родители и приходящие учителя практически не обсуждают и не согласовывают свои действия в обучении и воспитании детей. Практика сотрудничества семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, и специалистов организаций, осуществляющих социальную и медико-педагогическую коррекционную поддержку, должна быть поставлена на более высокий уровень.